03.03.2016
Секреты гоночных коробок

Как обменять скорострельность на энерговооруженность?

Глупо, казалось бы, отказываться от высоких – и при этом совершенно законных – технологий. Если при создании гоночной машины можно выбрать более совершенное с технической точки зрения решение, то именно его и надо выбирать. К примеру, раз можно на машину класса «Туринг-лайт» поставить секвентальную коробку передач, то именно ее и надо ставить. Ведь последовательное (вперед/назад) переключение происходит ощутимо быстрее, чем привычное нам по обычной «механике», - и делает машину более динамичной на разгоне.

Заглянув в большинство машин класса «Туринг-лайт», мы действительно увидим под рукой у водителя непривычно выглядящий (расположенный гораздо ближе к рулю) рычаг секвентальной КПП. По словам Андрея Севастьянова, основателя московской команды B-Tuning, при строительстве боевых хэтчбеков VW Polo, механики даже заварили на машинах центральные тоннели – чтобы не было искушения поставить коробку с привычной схемой переключения. Но откуда вообще возьмется такое искушение, если секвенталка делает машину быстрее?

Дело в том, что за отказ от секвентальной КПП положена скидка! Правда, исчисляется она не в рублях, а в килограммах: при использовании КПП с т.н. «поисковой» схемой минимальная масса автомобиля, согласно техтребованиям, будет на 30 кг меньше – 1050 кг вместо «секвентальных» 1080. И в прошлом сезоне этим нюансом воспользовался не кто-нибудь, а победитель чемпионата России, выступавший на новейшей Lada Kalina NFR тольяттинец Дмитрий Брагин! Начал сезон он с секвентальной коробкой – но в какой-то момент выяснилось, что у опытного спортсмена скорость переключений практически не зависит от типа коробки. А вот лишний вес (те самые 30 кг + балласт, который Брагин регулярно получал «в наказание» за свои успехи) ощутимо мешал машине, чей мотор, как утверждает тольяттиннец, в начале сезона уступал по мощности силовым агрегатам конкурентов. В итоге Дмитрий, сменив коробку, стал переключать передачи по старинке. При том что его товарищ по команде Михаил Митяев сохранил верность секвенталке до конца сезона.

А вот на автомобилях Ford Fiesta (и коллектива «Подмосковье Моторспорт», и питерской команды «Зенит Моторспорт») коробки с привычной схемой переключения стояли с самой первой гонки. Дело в том, что эти хэтчбеки появились на российских трассах до легализации секвенталок, а установка более совершенной коробки (особенно с нынешним курсом рубля) – удовольствие недешевое, и запросто может обойтись в миллион рублей. Сравнительно медленный метод переключения не помешал молодому Андрею Масленникову весной выиграть одну из гонок на «Смоленском кольце». Впрочем, стоит вспомнить, что в том заезде Fiesta была на целых 70 кг легче машины Брагина, на которой тогда еще стояла секвенталка.