31.03.2016
ПОВЕШЕННЫЙ НА ШЛАНГЕ

Зачем амортизатору банка на шнурке?

Внутри амортизатор может быть напичкан продвинутыми технологиями, но его внешний вид в большинстве случае остается прост как… да как сам амортизатор! Этот важный узел выглядит настолько законченно и лаконично, что, казалось бы, даже у инженеров отдела подвески не поднимется рука его усложнять. Но у гонщиков в большинстве случаев свой взгляд на вещи – вот и амортизаторы на многих болидах выглядят непривычно: дополнительный металлический резервуар либо намертво закреплен на стойке, либо «подвешен» на шланге. Для чего же он нужен? 

Как известно, от корпуса амортизатора и сложной системы клапанов не будет толку, если внутри нет масла. Не зря его называют "рабочей жидкостью". Однако способность масла делать возложенную на него работу сильно зависит от температуры. А предрасположенность масла к нагреванию и вспениванию под серьезными нагрузками напрямую зависит от количества этой рабочей жидкости. 

Таким образом, чем больше объем масла – тем медленнее оно нагревается и быстрее охлаждается, тем стабильнее будет работать амортизатор, тем меньше шансов, что под воздействием пиковой нагрузки его характеристики на время изменятся и не позволят шинам держаться за асфальт столь же цепко. Увеличить в размерах непосредственно амортизатор чаще всего не представляется возможным – детали подвески обычно скомпонованы весьма плотно. Использовать дополнительный резервуар – другое дело: инженеры или механики могут разместить его в удобном с их точки зрения месте. К примеру, на фото к этому посту видно, что резервуары передних амортизаторов находятся в подкапотном пространстве. В дополнительном резервуаре при этом также находится компенсационный газ, отделенный от масла разделительным поршнем (в обычном амортизаторе место и газу, и поршню находится внутри корпуса, что среди прочего ограничивает объем масла). 

Впрочем, у амортизаторов такой конструкции есть еще одно, не менее важное преимущество. Регулировать жесткость амортизатора на сжатие позволяет и традиционная конструкция узла – но в этом случае амортизатор будет работать одинаково вне зависимости от того, наехало колесо на неровность (и шток внутри амортизатора движется с высокой скоростью) или машина наклоняется под воздействием центробежной силы в повороте (шток движется медленно). Гонщики же очень даже не против, чтобы амортизатор в этих двух ситуациях работал по-разному. И иметь возможность по отдельности регулировать жесткость при т.н. быстром сжатии и медленном сжатии. Наличие выносного резервуара позволяет воплотить эти пожелания в реальность.